131 ФЗ о банкротстве физических лиц: редакция 2023 года

Автор: | 12.08.2023

Необходимость упорядочить деятельность властей на местах привела к принятию в 2003 году Федерального Закона № 131. Главная цель представленного акта – установление принципов организации деятельности органов самоуправления.

Увеличение и уменьшение численности населения, перераспределение полномочий по решению вопросов различных государственных сфер, ускоренные темпы урбанизации, а также изменение территориальных границ населенных пунктов приводит к потребности внесения коррективов в закрепленные законом нормы.

131-bankrotstve-fizicheskix-66FA8

За 16 лет существования ФЗ № 131 претерпевал изменения в:

  • Терминологии;
  • Объеме полномочий муниципальной власти;
  • Сферах регулирования;
  • Перечне субъектов, на которых распространяется его действие;
  • Организационных аспектах деятельности ОМС.

С 2015 года структуры государственной власти территориальных единиц наделены полномочиями по:

  1. Подготовке кадров для занятия должностей, отнесенных к службе в муниципалитете.
  2. Обеспечению надзора за животными, не имеющими хозяев.
  3. Присвоению спортивных категорий.
  4. Финансированию местных спортивных команд, принимающих участие в соревнованиях государственного масштаба.

Также 4 года назад законодатель лишил возможности лиц, занимающих посты глав администраций, совмещать представленную должность с депутатской деятельностью.

Основные термины закона

С целью доступности информации, закрепленной конкретным законодательным актом, всем гражданам, в нормативном правовом документе дается разъяснение употребленной терминологии:

  • муниципальный район – группа заселенных территорий (область), а также земли между ними, расположенные в близлежащей местности, в территориальных границах которых органы власти уполномочены решать проблемы локального характера (в отношении указанных территорий), а также выполнять государственные распоряжения, делегированные на законодательном уровне РФ;
  • городской округ – населенный пункт, не имеющий отношение к территории муниципального района, власть которого уполномочена осуществлять решение вопросов, возникающих на уровне муниципалитета (перечень полномочий закрепляется действующими нормативными правовыми актами России), а также исполнять полномочия, переданные федеральными органами власти;
  • городское поселение включает городскую или поселковую местность, на территории которой локальным управлением занимается непосредственно население (ОМС при избирательном методе);
  • должностное лицо органов местной власти – гражданин, занимающий должность на основании подписанного трудового соглашения или назначенный в результате выборов, наделенный полномочиями распорядительного и исполнительного характера, направленными на урегулирование вопросов локального значения, а также организацию деятельности органов местной власти;
  • член выборного ОМС – гражданин, занимающий должность в органах местной власти, организованных на местных выборах (кроме представительских органов муниципальных образований).

Структура местной власти

131-bankrotstve-fizicheskix-18C32

Власть в административно-территориальных единицах имеет иерархическую структуру, которая включает:

  • лицо, возглавляющее муниципалитет;
  • орган, организованный на основании избирательного принципа (представительный);
  • администрация населенного пункта (орган, наделенный исполнительными полномочиями, а также функциями распорядительного характера);
  • структура, уполномоченная осуществлять контроль над ОМС;
  • Иные должностные лица, а также структуры, закрепленные уставной документацией муниципалитета и наделенные индивидуальными полномочиями по решению проблем локального характера (местный уровень).

Действующее законодательство Российской Федерации обязует каждый муниципалитет в обязательном порядке включать в свою структуру первые три из выше представленных составляющих ОМС (представительный орган, глава администрации и непосредственно администрация). Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные ФЗ №131.

Читать  158 ФЗ о банкротстве физических лиц: редакция 2023 года

Местная власть сельского поселения наделена правом закрепления в уставной документации возможности формирования органа с функциями исполнительного и распорядительного характера, во главе которого будет избран (назначен) председатель.

Все вопросы организации деятельности структурных единиц органов самоуправления, перечень полномочий, которыми они наделены, порядок и способ их реализации закрепляются и регламентируются на уровне закона, а также дублируются и в обязательном порядке дублируются в уставе муниципального образования.

131-bankrotstve-fizicheskix-1CE52

Обзор структуры закона

Федеральный закон №131 – нормативный правовой акт специального действия. Он направлен на регулирование основных вопросов организации и деятельности власти на местах. Структура представленного законодательного акта представлена 12-ю главами, объединяющими нормы единой направленности, и 86-ю статьями.

Статья Наименование главы
Статьи 1-9 Общие положения (объединяют терминологию, сферу действия НПА, порядок принятия гражданами участия в управлении государством и др.)
Статьи 10-13 Принцип организации МС (Образование, корректировка, изменение территориальных границ населенных пунктов, их упразднение и создание)
Статьи 14-18 Вопросы местного значения (перечень сфер, отнесенных к сфере управления органов самоуправления в соответствии с классификацией муниципальных субъектов)
Статьи 19-21 Передача ОМС государственных полномочий (порядок делегирования федеральной властью своих полномочий субъектам муниципалитета, а также способы из реализации ОМС)
Статьи 22-33 Формы участия населения в органах самоуправления (участие в референдумах, организация общественных сборов, съезд делегатов и др.)
Статьи 34-42 Органы местной власти и должностные лица (Порядок формирования администрации других ОМС, выборов или назначения ее главы)
Статьи 43-48 Правовые акты муниципалитета (нормативная документация, регулирующая деятельность органов самоуправления, акты локального характера и др.).
Статьи 49-65 Экономическая основа (Порядок финансирования местной власти, собственность муниципалитета, расходы, закупки на обеспечение нужд местной власти)
Статьи 66-69 Сотрудничество между муниципалитетами (Организации местных властей, собрание ОМС на уровне Федерации, ее субъектов и пр.)
Статьи 70-78 Способы надзора и контроля за ОМС (отставка должностных лиц, главы администрации, ответственность указанных граждан)
Статьи 79-82 Организационные вопросы (деятельность и организация местной власти в административно-территориальных единицах Российской Федерации)
Статьи 83-86 Переходные положения (вступление нормативного правового акта в силу, ответственность за его исполнение и пр).

Основные положения закона

Представленный нормативный правовой акт (ФЗ №131) регламентирует основные вопросы организации и деятельности органов местной власти на всех государственных уровнях. Каждая глава закона направлена на регуляцию отдельных сфер существования органов самоуправления.

Как акт муниципального права, 131 ФЗ закрепляет:

  • Общественные правовые отношения, возникающие в аспекте функциональной деятельности местной власти;
  • Организацию локального управления во всех административно-территориальных единицах;
  • Порядок делегирования государственных полномочий высшим федеративным правлением;
  • Демократические принципы на уровне местного самоуправления;
  • Способы формирования местного правления, структуризацию последних в единую систему;
  • Порядок нормотворческой деятельности органов самоуправления.

Отдельное внимание законодатель отдал регулированию финансовой стороны, обеспечивающей существование и эффективность деятельности власти на местах. Глава 8 имеет отличительный характер, поскольку ее нормы в большей части не отнесены к муниципальному праву и имеют в основе экономическую составляющую.

Указанная глава вместила положения о:

  • Формировании бюджетов в каждой административно-территориальной единице;
  • Способы их наполнения, основные статьи расходов;
  • Возможность распоряжения ОМС собственными финансами;
  • Материальное обеспечение органов и должностных лиц, необходимое для надлежащего функционирования

Обзор последних изменений в законе от 2023 года

  1. Упразднение норм социальной направленности. До текущего года Федеральный закон №131 включал в себя положения, регулирующие вопросы оказания ОС помощи уязвимым категориям населения. Также о порядке функционирования органов опеки и попечительства. Представленные изменения подвержены многочисленной критике со стороны правоведов, поскольку сфера, которую регулируют изъятые нормы, наиболее приближена к властям на местах.
  2. Законодатель принял решение о снятии с органов местного самоуправления полномочий по управлению вопросами занятости трудоспособного населения административно-территориальных единиц, а также участию в разрешении споров, возникающих вследствие трудовых правоотношений местного населения.
  3. Последний Федеральный закон № 131 больше не содержит положения, регламентирующие участие местной власти в предоставлении помощи на оплату коммунальных услуг.
Читать  148 ФЗ о банкротстве физических лиц: редакция 2023 года

Закон о банкротстве граждан с изменениями на 2023 год: признаки фиктивного и преднамеренного банкротства

Практика списания долгов у простых граждан давно сложилась в зарубежных странах — любой, кто попал в сложную финансовую ситуацию, и не может своими силами выпутаться из кредитного рабства, имеет право обратиться в суд и подать заявление с просьбой начать процедуру банкротства физического лица.

Далее в отношении него возбуждается дело о банкротстве, проводятся необходимые проверки, после чего вчерашний «узник банков» становится свободным от долговых обязательств. Во многом банкротство физлиц в других странах напоминает российское — отличаются только условия и требования.

Итак, давайте рассмотрим, что требует российский Федеральный закон от физлиц, и как законодатели определяют ложных должников, которые намеренно вводят себя в кредитную яму либо скрывают свое реальное материальное положение для получения выгоды.

Если должник брал кредиты, предоставляя в банки ложную информацию о доходах и собственности, это свидетельствует о его недобросовестности. Также, если у него появлялись новые долги, несмотря на то, что и старые отдавать нечем — это тоже вызывает подозрения в его добросовестности.

Вероятность получить официальное подтверждение своей некредитоспособности при таком раскладе стремится к нулю, поскольку реальное положение дел быстро вскроет арбитражный управляющий, которому доверили процедуру.

  • Однозначные признаки несостоятельности. Невозможность исполнять обязательства перед кредиторами или возможность возникновения таких обстоятельств в ближайшем будущем — прямые признаки банкротства и влекут право должника по объявлению себя банкротом. Если долг выше 500 тыс. руб. — банкротство становится обязанностью.
  • Добросовестность банкрота. Должник должен брать кредиты только находясь в благополучной финансовой ситуации: стабильный доход, отсутствие иных больших долгов.
  • Фиктивность банкротства. Закон понимает под фиктивностью предоставление заведомо ложных сведений с целью создать иллюзорное впечатление о ситуации. В данном случае речь идет о таком случае, когда физлицо сознательно заявляет о своей финансовой несостоятельности, опираясь на информацию, которая не соответствует реальному положению дел.

Мнение эксперта
Макаров Станислав Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.

Иными словами, фиктивным банкротом зачастую является гражданин, чьи материальные проблемы далеки от критических, а то и вовсе отсутствуют. Совершенная другая ситуация возникает с преднамеренным банкротством.

Преднамеренность банкротства. Если незадолго до начала процедуры банкротства должник набрал кредитов и сознательно загнал себя в трудную финансовую ситуацию, можно говорить о факте преднамеренного банкротства. Именно с целью выявить этот момент финуправляющий проверяет все последние сделки должника за 3 года.

Как правило, при преднамеренном банкротстве должники совершают следующие ошибки:

  • Заключают брачные контракты накануне процедуры банкротства. Документы при таких контрактах обычно предусматривают, что в случае развода все имущество достается супруге/детям;
  • Заключают дарственные на машины, квартиры, участки и дома. Причем «дары» часто оформляются на ближайших родственников, нередко — на престарелых родителей;
  • Заключают договоры купли-продажи на объекты недвижимости, но денежные средства, вырученные по таким сделкам, не идут на погашение кредитов.
Читать  137 ФЗ о банкротстве физических лиц: редакция 2023 года

Анализ последних сделок, совершенных банкротом, позволяет финансовому управляющему сделать вывод о том, нет ли в действиях должника вышеперечисленных признаков. Для этого управляющий получает доступ к информации из различных официальных источников, поэтому скрыть факт сделок или наличия недвижимости не получится.

Если в процессе расследования по делу будут выявлены признаки фиктивности или преднамеренности, то банкротство попросту не будет признано. Судебная практика в 2023 году это подтверждает.

Если это кажется сложным, всегда можно обратиться к нашим кредитным юристам, которые обеспечат Вам быстрое списание долгов без лишних походов в суд.

ФЗ о несостоятельности (банкротстве) физлиц: как работает новый закон?

Официально получить статус банкрота возможно исключительно через Арбитражный суд. В процессе первого судебного заседания решается вопрос о введении определенной процедуры в отношении должника:

    Реструктуризация долгов. Такая процедура предусматривает возврат основного долга (хотя бы на 80%) в течение 3-х лет. Для этого составляется обновленный график погашения платежей (его должен утвердить Арбитражный суд). По истечению 36-ти месяцев оставшийся долг списывается, а должник не получает статуса банкрота. При этом он не платит никаких процентов и пеней.

В целом, эту процедуру нельзя назвать банкротством в полной мере, и суды не так часто ее назначают. Для того, чтобы АС принял решение о применении данной процедуры, должнику необходимо иметь доказательства своей способности удовлетворить требования кредиторов согласно обновленному платежному графику.

У большинства лиц, обратившихся за признанием некредитоспособности, такой возможности нет.

Реализация имущества. Более распространенная процедура, которая официально закрепляет за лицом статус банкрота. Ее чаще всего выбирает Арбитражный суд по делам о банкротстве физических лиц. Суть данной процедуры заключается в продаже имущества должника на специальных аукционах, организацией которых занимается назначенный финансовый управляющий. Вырученные на торгах денежные средства передают кредиторам, а оставшийся долг списывают.

Также финуправляющему по закону полагается 7% от стоимости распроданной собственности банкрота. По срокам реализация имущества при банкротстве физического лица занимает до 6 месяцев. К счастью, в процессе не продается единственное жилье должника, рабочий инструментарий, личные вещи, предметы бытового назначения, сельскохозяйственные объекты.

Однако продаже в ходе реализации подлежит ипотечная недвижимость — даже при условии, что квартира в ипотеке является единственным жильем банкрота.

Споры с кредиторами также возможно разрешить во внесудебном порядке. Для этого сторонам необходимо заключить мировое соглашение и самостоятельно разобраться с тем, как и когда будут выплачены все задолженности. Однако на практике такие случаи встречаются редко — обычно кредиторы не готовы идти на уступки.

После завершения назначенных судом процедур наступают последствия банкротства. Они выражаются в запрете занимать руководящие должности, необходимость предоставлять сведения о банкротстве при оформлении новых кредитов, запрет на повторное банкротство в течение ближайших пяти лет.

Не всех граждан устраивают такие условия. Однако не стоит забывать, что упомянутые ограничения временные и снимаются через несколько лет.

Нажмите, чтобы оценить этот пост!
Спасибо!
No posts found with these parameters. Try to remove some filters.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *