Необходимость упорядочить деятельность властей на местах привела к принятию в 2003 году Федерального Закона № 131. Главная цель представленного акта – установление принципов организации деятельности органов самоуправления.
Увеличение и уменьшение численности населения, перераспределение полномочий по решению вопросов различных государственных сфер, ускоренные темпы урбанизации, а также изменение территориальных границ населенных пунктов приводит к потребности внесения коррективов в закрепленные законом нормы.
За 16 лет существования ФЗ № 131 претерпевал изменения в:
- Терминологии;
- Объеме полномочий муниципальной власти;
- Сферах регулирования;
- Перечне субъектов, на которых распространяется его действие;
- Организационных аспектах деятельности ОМС.
С 2015 года структуры государственной власти территориальных единиц наделены полномочиями по:
- Подготовке кадров для занятия должностей, отнесенных к службе в муниципалитете.
- Обеспечению надзора за животными, не имеющими хозяев.
- Присвоению спортивных категорий.
- Финансированию местных спортивных команд, принимающих участие в соревнованиях государственного масштаба.
Также 4 года назад законодатель лишил возможности лиц, занимающих посты глав администраций, совмещать представленную должность с депутатской деятельностью.
Основные термины закона
С целью доступности информации, закрепленной конкретным законодательным актом, всем гражданам, в нормативном правовом документе дается разъяснение употребленной терминологии:
- муниципальный район – группа заселенных территорий (область), а также земли между ними, расположенные в близлежащей местности, в территориальных границах которых органы власти уполномочены решать проблемы локального характера (в отношении указанных территорий), а также выполнять государственные распоряжения, делегированные на законодательном уровне РФ;
- городской округ – населенный пункт, не имеющий отношение к территории муниципального района, власть которого уполномочена осуществлять решение вопросов, возникающих на уровне муниципалитета (перечень полномочий закрепляется действующими нормативными правовыми актами России), а также исполнять полномочия, переданные федеральными органами власти;
- городское поселение включает городскую или поселковую местность, на территории которой локальным управлением занимается непосредственно население (ОМС при избирательном методе);
- должностное лицо органов местной власти – гражданин, занимающий должность на основании подписанного трудового соглашения или назначенный в результате выборов, наделенный полномочиями распорядительного и исполнительного характера, направленными на урегулирование вопросов локального значения, а также организацию деятельности органов местной власти;
- член выборного ОМС – гражданин, занимающий должность в органах местной власти, организованных на местных выборах (кроме представительских органов муниципальных образований).
Структура местной власти
Власть в административно-территориальных единицах имеет иерархическую структуру, которая включает:
- лицо, возглавляющее муниципалитет;
- орган, организованный на основании избирательного принципа (представительный);
- администрация населенного пункта (орган, наделенный исполнительными полномочиями, а также функциями распорядительного характера);
- структура, уполномоченная осуществлять контроль над ОМС;
- Иные должностные лица, а также структуры, закрепленные уставной документацией муниципалитета и наделенные индивидуальными полномочиями по решению проблем локального характера (местный уровень).
Действующее законодательство Российской Федерации обязует каждый муниципалитет в обязательном порядке включать в свою структуру первые три из выше представленных составляющих ОМС (представительный орган, глава администрации и непосредственно администрация). Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные ФЗ №131.
Местная власть сельского поселения наделена правом закрепления в уставной документации возможности формирования органа с функциями исполнительного и распорядительного характера, во главе которого будет избран (назначен) председатель.
Все вопросы организации деятельности структурных единиц органов самоуправления, перечень полномочий, которыми они наделены, порядок и способ их реализации закрепляются и регламентируются на уровне закона, а также дублируются и в обязательном порядке дублируются в уставе муниципального образования.
Обзор структуры закона
Федеральный закон №131 – нормативный правовой акт специального действия. Он направлен на регулирование основных вопросов организации и деятельности власти на местах. Структура представленного законодательного акта представлена 12-ю главами, объединяющими нормы единой направленности, и 86-ю статьями.
Статья | Наименование главы |
---|---|
Статьи 1-9 | Общие положения (объединяют терминологию, сферу действия НПА, порядок принятия гражданами участия в управлении государством и др.) |
Статьи 10-13 | Принцип организации МС (Образование, корректировка, изменение территориальных границ населенных пунктов, их упразднение и создание) |
Статьи 14-18 | Вопросы местного значения (перечень сфер, отнесенных к сфере управления органов самоуправления в соответствии с классификацией муниципальных субъектов) |
Статьи 19-21 | Передача ОМС государственных полномочий (порядок делегирования федеральной властью своих полномочий субъектам муниципалитета, а также способы из реализации ОМС) |
Статьи 22-33 | Формы участия населения в органах самоуправления (участие в референдумах, организация общественных сборов, съезд делегатов и др.) |
Статьи 34-42 | Органы местной власти и должностные лица (Порядок формирования администрации других ОМС, выборов или назначения ее главы) |
Статьи 43-48 | Правовые акты муниципалитета (нормативная документация, регулирующая деятельность органов самоуправления, акты локального характера и др.). |
Статьи 49-65 | Экономическая основа (Порядок финансирования местной власти, собственность муниципалитета, расходы, закупки на обеспечение нужд местной власти) |
Статьи 66-69 | Сотрудничество между муниципалитетами (Организации местных властей, собрание ОМС на уровне Федерации, ее субъектов и пр.) |
Статьи 70-78 | Способы надзора и контроля за ОМС (отставка должностных лиц, главы администрации, ответственность указанных граждан) |
Статьи 79-82 | Организационные вопросы (деятельность и организация местной власти в административно-территориальных единицах Российской Федерации) |
Статьи 83-86 | Переходные положения (вступление нормативного правового акта в силу, ответственность за его исполнение и пр). |
Основные положения закона
Представленный нормативный правовой акт (ФЗ №131) регламентирует основные вопросы организации и деятельности органов местной власти на всех государственных уровнях. Каждая глава закона направлена на регуляцию отдельных сфер существования органов самоуправления.
Как акт муниципального права, 131 ФЗ закрепляет:
- Общественные правовые отношения, возникающие в аспекте функциональной деятельности местной власти;
- Организацию локального управления во всех административно-территориальных единицах;
- Порядок делегирования государственных полномочий высшим федеративным правлением;
- Демократические принципы на уровне местного самоуправления;
- Способы формирования местного правления, структуризацию последних в единую систему;
- Порядок нормотворческой деятельности органов самоуправления.
Отдельное внимание законодатель отдал регулированию финансовой стороны, обеспечивающей существование и эффективность деятельности власти на местах. Глава 8 имеет отличительный характер, поскольку ее нормы в большей части не отнесены к муниципальному праву и имеют в основе экономическую составляющую.
Указанная глава вместила положения о:
- Формировании бюджетов в каждой административно-территориальной единице;
- Способы их наполнения, основные статьи расходов;
- Возможность распоряжения ОМС собственными финансами;
- Материальное обеспечение органов и должностных лиц, необходимое для надлежащего функционирования
Обзор последних изменений в законе от 2023 года
- Упразднение норм социальной направленности. До текущего года Федеральный закон №131 включал в себя положения, регулирующие вопросы оказания ОС помощи уязвимым категориям населения. Также о порядке функционирования органов опеки и попечительства. Представленные изменения подвержены многочисленной критике со стороны правоведов, поскольку сфера, которую регулируют изъятые нормы, наиболее приближена к властям на местах.
- Законодатель принял решение о снятии с органов местного самоуправления полномочий по управлению вопросами занятости трудоспособного населения административно-территориальных единиц, а также участию в разрешении споров, возникающих вследствие трудовых правоотношений местного населения.
- Последний Федеральный закон № 131 больше не содержит положения, регламентирующие участие местной власти в предоставлении помощи на оплату коммунальных услуг.
Закон о банкротстве граждан с изменениями на 2023 год: признаки фиктивного и преднамеренного банкротства
Практика списания долгов у простых граждан давно сложилась в зарубежных странах — любой, кто попал в сложную финансовую ситуацию, и не может своими силами выпутаться из кредитного рабства, имеет право обратиться в суд и подать заявление с просьбой начать процедуру банкротства физического лица.
Далее в отношении него возбуждается дело о банкротстве, проводятся необходимые проверки, после чего вчерашний «узник банков» становится свободным от долговых обязательств. Во многом банкротство физлиц в других странах напоминает российское — отличаются только условия и требования.
Итак, давайте рассмотрим, что требует российский Федеральный закон от физлиц, и как законодатели определяют ложных должников, которые намеренно вводят себя в кредитную яму либо скрывают свое реальное материальное положение для получения выгоды.
Если должник брал кредиты, предоставляя в банки ложную информацию о доходах и собственности, это свидетельствует о его недобросовестности. Также, если у него появлялись новые долги, несмотря на то, что и старые отдавать нечем — это тоже вызывает подозрения в его добросовестности.
Вероятность получить официальное подтверждение своей некредитоспособности при таком раскладе стремится к нулю, поскольку реальное положение дел быстро вскроет арбитражный управляющий, которому доверили процедуру.
- Однозначные признаки несостоятельности. Невозможность исполнять обязательства перед кредиторами или возможность возникновения таких обстоятельств в ближайшем будущем — прямые признаки банкротства и влекут право должника по объявлению себя банкротом. Если долг выше 500 тыс. руб. — банкротство становится обязанностью.
- Добросовестность банкрота. Должник должен брать кредиты только находясь в благополучной финансовой ситуации: стабильный доход, отсутствие иных больших долгов.
- Фиктивность банкротства. Закон понимает под фиктивностью предоставление заведомо ложных сведений с целью создать иллюзорное впечатление о ситуации. В данном случае речь идет о таком случае, когда физлицо сознательно заявляет о своей финансовой несостоятельности, опираясь на информацию, которая не соответствует реальному положению дел.
Иными словами, фиктивным банкротом зачастую является гражданин, чьи материальные проблемы далеки от критических, а то и вовсе отсутствуют. Совершенная другая ситуация возникает с преднамеренным банкротством.
Преднамеренность банкротства. Если незадолго до начала процедуры банкротства должник набрал кредитов и сознательно загнал себя в трудную финансовую ситуацию, можно говорить о факте преднамеренного банкротства. Именно с целью выявить этот момент финуправляющий проверяет все последние сделки должника за 3 года.
Как правило, при преднамеренном банкротстве должники совершают следующие ошибки:
- Заключают брачные контракты накануне процедуры банкротства. Документы при таких контрактах обычно предусматривают, что в случае развода все имущество достается супруге/детям;
- Заключают дарственные на машины, квартиры, участки и дома. Причем «дары» часто оформляются на ближайших родственников, нередко — на престарелых родителей;
- Заключают договоры купли-продажи на объекты недвижимости, но денежные средства, вырученные по таким сделкам, не идут на погашение кредитов.
Анализ последних сделок, совершенных банкротом, позволяет финансовому управляющему сделать вывод о том, нет ли в действиях должника вышеперечисленных признаков. Для этого управляющий получает доступ к информации из различных официальных источников, поэтому скрыть факт сделок или наличия недвижимости не получится.
Если в процессе расследования по делу будут выявлены признаки фиктивности или преднамеренности, то банкротство попросту не будет признано. Судебная практика в 2023 году это подтверждает.
Если это кажется сложным, всегда можно обратиться к нашим кредитным юристам, которые обеспечат Вам быстрое списание долгов без лишних походов в суд.
ФЗ о несостоятельности (банкротстве) физлиц: как работает новый закон?
Официально получить статус банкрота возможно исключительно через Арбитражный суд. В процессе первого судебного заседания решается вопрос о введении определенной процедуры в отношении должника:
- Реструктуризация долгов. Такая процедура предусматривает возврат основного долга (хотя бы на 80%) в течение 3-х лет. Для этого составляется обновленный график погашения платежей (его должен утвердить Арбитражный суд). По истечению 36-ти месяцев оставшийся долг списывается, а должник не получает статуса банкрота. При этом он не платит никаких процентов и пеней.
В целом, эту процедуру нельзя назвать банкротством в полной мере, и суды не так часто ее назначают. Для того, чтобы АС принял решение о применении данной процедуры, должнику необходимо иметь доказательства своей способности удовлетворить требования кредиторов согласно обновленному платежному графику.
У большинства лиц, обратившихся за признанием некредитоспособности, такой возможности нет.
Реализация имущества. Более распространенная процедура, которая официально закрепляет за лицом статус банкрота. Ее чаще всего выбирает Арбитражный суд по делам о банкротстве физических лиц. Суть данной процедуры заключается в продаже имущества должника на специальных аукционах, организацией которых занимается назначенный финансовый управляющий. Вырученные на торгах денежные средства передают кредиторам, а оставшийся долг списывают.
Также финуправляющему по закону полагается 7% от стоимости распроданной собственности банкрота. По срокам реализация имущества при банкротстве физического лица занимает до 6 месяцев. К счастью, в процессе не продается единственное жилье должника, рабочий инструментарий, личные вещи, предметы бытового назначения, сельскохозяйственные объекты.
Однако продаже в ходе реализации подлежит ипотечная недвижимость — даже при условии, что квартира в ипотеке является единственным жильем банкрота.
Споры с кредиторами также возможно разрешить во внесудебном порядке. Для этого сторонам необходимо заключить мировое соглашение и самостоятельно разобраться с тем, как и когда будут выплачены все задолженности. Однако на практике такие случаи встречаются редко — обычно кредиторы не готовы идти на уступки.
После завершения назначенных судом процедур наступают последствия банкротства. Они выражаются в запрете занимать руководящие должности, необходимость предоставлять сведения о банкротстве при оформлении новых кредитов, запрет на повторное банкротство в течение ближайших пяти лет.
Не всех граждан устраивают такие условия. Однако не стоит забывать, что упомянутые ограничения временные и снимаются через несколько лет.