В статье анализируются особенности правового положения Федеральной налоговой службы Российской Федерации, которая является уполномоченным Российской Федерацией органом для представления интересов как кредитора по обязательным и иным платежам в федеральный бюджет в делах о банкротстве граждан и организаций. Описывается механизм принятия и разработки уполномоченным органом решений, а также раскрываются некоторые ключевые черты его функционирования в таких делах, отличающие уполномоченныйорган от других кредиторов в делах о банкротстве .
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Плотников Артур Николаевич
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН КАК КРЕДИТОР В ДЕЛАХ
О БАНКРОТСТВЕ Плотников А.Н.
Плотников Артур Николаевич — магистрант, специальность: гражданское право, Пермский государственный национально-исследовательский университет, г. Пермь
Аннотация: в статье анализируются особенности правового положения Федеральной налоговой службы Российской Федерации, которая является уполномоченным Российской Федерацией органом для представления интересов как кредитора по обязательным и иным платежам в федеральный бюджет в делах о банкротстве граждан и организаций. Описывается механизм принятия и разработки уполномоченным органом решений, а также раскрываются некоторые ключевые черты его функционирования в таких делах, отличающие уполномоченныйорган от других кредиторов в делах о банкротстве.
Ключевые слова: банкротство, несостоятельность, банкротство гражданина, ФНС России, собрание кредиторов, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и недвижимости.
Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее — ФНС России) упомянута в статье 5 Закона о банкротстве и обозначена как уполномоченный орган в делах о банкротстве. В правовой литературе на сегодняшний день не только четко не определены сущностные характеристики уполномоченного органа как участника арбитражного процесса в делах о банкротстве, но и понимание термина «уполномоченный орган», в целом, не раскрыто.
В силу этого зачастую исследователи формируют неправильное представление об этом в действительности не наделенном никакими законодательными привилегиями по отношению к другим кредиторам участнику арбитражного процесса в деле о банкротстве, которого некоторые авторы, тем не менее, небезосновательно называют «самым опасным кредитором».1
Уполномоченный орган — это орган, который уполномочен представлять интересы государственных органов и внебюджетных фондов в делах о банкротстве, на сегодняшний эта роль отведена ФНС России. Так уполномоченный орган определяет Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 (далее — Постановление № 257).2 Говоря конкретнее, этот перечень составляют все обязательные платежи (налоги и сборы всех уровней государственной власти, налоги и сборы органов местного самоуправления) и некоторая часть денежных обязательств перед органами государственной власти (это могут быть платежи за аренду земли, принадлежащей субъекту РФ и т.д.) -прежде всего перед федеральными органами исполнительной власти.
Таким образом, в отношении денежных обязательств должника в деле о банкротстве перед государственными органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, не указанных в Постановлении № 257, органы государственной власти и органы местного самоуправления представляют свои интересы в делах о банкротстве самостоятельно, без взаимодействия с уполномоченным органом.
1 Самый «опасный» кредитор. Игорь Зиневич. Новая адвокатская газета. 21/2015 (206).
2 Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 (ред. от 21.12.2016) «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» (вместе с «Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве»).
Таким образом, понятие «уполномоченный орган» не является таким «всеобъемлющим, как это кажется при первом знакомстве с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
При анализе понятия «уполномоченный орган» и его роли в арбитражном процессе нужно учитывать факт того, что ФНС России, являясь фискальным органом, согласно российскому законодательству, не является таковым в деле о банкротстве, так как в Законе о банкротстве в отношении уполномоченного органа не предусмотрено таких полномочий.
Контрольные функции в делах о банкротстве, помимо, разумеется, арбитражных судов, возложены на другой федеральный орган исполнительной власти -Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее -Росреестр), который уполномочен контролировать деятельность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Контроль, в свою очередь, осуществляется посредством контроля за исполнением их членами — арбитражными управляющими -своих обязанностей в делах о банкротстве.
Таким образом, единственным участником арбитражного процесса в деле о банкротства без финансовой заинтересованности, являющимся государственным органом, является Росреестр.
Как следует из сказанного выше, контролирующие функции и функции представления интересов государства как кредитора разделены действующим законодательством Российской Федерации между сразу несколькими органами исполнительной власти, а органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в случае возникновения у должника денежных обязательств перед ними являются самостоятельными участниками арбитражного процесса.
Роль ФНС России как кредитора в деле о банкротстве, тем не менее, представляет собой научный интерес в силу ее содержания. Причины того, что уполномоченный орган — фискальный орган согласно законодательству и кредитор, не обладающий привилегиями в делах о банкротстве — воспринимается многими именно как контролирующий, фискальный и в делах о банкротстве, нужно искать в документах, регламентирующих деятельность ФНС России в делах о банкротстве.
Согласно внутреннему документу, который регламентирует деятельность ФНС России в лице его структурных подразделений и центрального аппарата — Приказ ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/663@ (далее — Приказ ФНС № 663)1, все должники делятся на группы и уровни контроля. Такое деление предполагает различие в порядке разделения полномочий между структурными подразделениями ФНС России и установлении дополнительного контроля со стороны центрального аппарата ФНС России за должниками со значительной задолженностью перед бюджетом и внебюджетными фондами РФ.
В отношении каждого из должников первой и второй групп по оформленному в письменной форме решению соответственно ФНС России и Управления ФНС России, на территории которого зарегистрирован должник — устанавливается один из трех уровней контроля, обеспечивающий своевременную выработку обоснованной позиции уполномоченного органа в деле о банкротстве данного должника. Так, например, в случае с первой группой должника и первым уровнем контроля в отношении него, уполномоченный орган в деле о банкротстве (в случае с должниками первой группы — Управление ФНС России, на территории которого находится должник), обращается в центральный аппарат ФНС России с целью согласования позиции по всем судебным заседаниям в
1 Приказ ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/663@ (ред. от 31.03.2016) «Об утверждении Порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России».
отношении должника, а также по всем вопросам повестки дня собраний кредиторов в отношении должника.
Приказом ФНС России № 663 предусмотрено, что уполномоченный орган обязан обеспечить присутствие своего представителя на каждом собрании кредиторов, а также в судебных заседаниях по делу о банкротстве должника, кроме судебных заседаний по вопросам, перечисленным п. 5.14 Приказа ФНС России № 663.1 Кроме того, Приказом ФНС России № 663 предусмотрены формы документов, которыми оформляются позиции уполномоченного органа для участия в судебном заседании и собрании кредиторов.
Наиболее важными являются «Поручение на участие в судебном заседании» и «Приказе о голосовании на собрании кредиторов» (формы данных документов строго регламентированы Приказом ФНС России № 663 и являются, в числе прочего, приложениями к нему). Даже без учета обращения к требованиям, установленным к формам документов, в которых уполномоченный орган выражает мотивированную позицию на основании анализа процедуры о банкротстве о том или ином событии в деле о банкротстве.
В связи с этим, мы считаем, и создается впечатление об уполномоченном органе как самом опасном кредиторе в процедурах банкротства. Ни одно событие в деле о банкротстве не обходится без позиции уполномоченного органа по нему, а механизм подготовки позиции уполномоченного органа по тому или иному вопросу в деле о банкротстве предполагает высокую степень проработанности и предельно регламентирован, а в некоторых случаях проходит через несколько уровней контроля и согласуется Центральным аппаратом ФНС России.
Помимо основополагающего документа — Приказа ФНС России № 663, действия уполномоченного органа в делах о банкротстве регламентируются Порядком голосования уполномоченного органа на собраниях кредиторов. 2 Вопросы, не отнесенные законом к исключительной компетенции собрания кредиторов, подлежат снятию с повестки дня, в случае, если позиция уполномоченного органа по снятию вопроса с повестки дня, уполномоченный орган голосует «против» по данному вопросу, вне зависимости от его содержания.
Таким образом, уполномоченный орган подразделяет должников в зависимости от суммы задолженности и чем выше группа должника и уровень контроля в отношении него, тем большее количество решений как по вопросам, разрешаемым в судебном порядке, так и по вопросам на повестке дня собрания кредиторов согласовывается с вышестоящим органом, например — по вопросам реализация имущества должника; обжалования ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей; выбора саморегулируемой организации арбитражных управляющих; выбора кандидатуры арбитражного управляющего, определение дополнительных требований к кандидатуре арбитражного управляющего.
Несмотря на вышеизложенное, в деятельности уполномоченного органа имеет место п. 5.14 Приказа ФНС России № 663, согласно которому судебные заседания в отношении должников, по которым отсутствует задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам, подлежащая включению в реестр требований
2 Порядок голосования уполномоченного органа на собраниях кредиторов, а также учета мнения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве ((в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2009 № 663).
кредиторов, могут проводиться без участия представителя уполномоченного органа. 1 В то же время, Законом о банкротстве уполномоченному органу не представлено право участия в собраниях кредиторов в том случае, когда у должника отсутствует задолженность перед ФНС России.
Таким образом, при определении роли ФНС России, или уполномоченного органа в делах о банкротстве, нужно исходить скорее не из законодательства Российской Федерации о банкротстве, в соответствии с которым уполномоченный орган не наделен законодательством привилегиями по сравнению с иными кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов должника, а также контрольными функциями, в отличие от Управления Росреестра, а внутренними документами, регламентирующими деятельность уполномоченного органа в делах о банкротстве.
Роль ФНС России, на наш взгляд, заключается в максимальном обеспечении поступлений в бюджет Российской Федерации в делах о банкротстве путем наиболее полного и всестороннего использования законодательных механизмов, гарантированных кредиторам в делах о банкротстве с целью обеспечения своих прав. В связи с этим иные участники арбитражного процесса в деле о банкротстве, как правило, стремятся исключить требования уполномоченного органа из реестра требований кредиторов должника.
В случае отсутствия в деле о банкротстве должника задолженности перед уполномоченным органом, ни одна из обязанностей, установленных Приказом ФНС России № 663, не исполняется уполномоченным органом в деле о банкротстве, что позволяет нам сделать вывод о том, что уполномоченный орган, будучи фискальным органом по своей сущности, стремится использовать все дозволенные законодательством Российской Федерации возможности для повышения эффективности в делах о банкротстве по сравнению с остальными кредиторами.
1. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон РФ от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 28.01.2018) // СЗ РФ. 2018. № 05.Ст. 891.
2. Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства : постановление Правительства Рос. Федерации от 29 мая 2004 г. № 257 (в ред. от 5 мая 2012 г.) //Российская газета, 2004. 1 июня. С. 11.
3. Об утверждении Порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России: Приказ ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/663 (ред.
от 31.03.2016) // Экономика и жизнь,2007. № 11 (146).
С. 34.
4. Порядок голосования уполномоченного органа на собраниях кредиторов, а также учета мнения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве: Постановление Правительства РФ от 12.08.2009 № 663 // Российская газета, 2009. № 39 (542). С. 89.
1 Приказ ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/663@ (ред. от 31.03.2016) «Об утверждении Порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России».
Согласно ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г.
уполномоченными органами являются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Из настоящего определения следует, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не уполномочены представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей соответственно в бюджет субъекта Российской Федерации и в бюджет муниципального образования. Это представляется не вполне верным, поскольку задолженность по уплате обязательных платежей имеется именно перед соответствующим бюджетом.
Следовательно, под уполномоченными органами, как лицами, участвующими в деле о банкротстве (ст. 34 Закона о банкротстве), понимаются те государственные органы и местные органы исполнительной власти, которые уполномочены представлять интересы соответственно Российской Федерации (по требованиям, вытекающим как из гражданско-правовых денежных обязательств, так и из обязанности по уплате обязательных платежей), субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (только по требованиям из гражданско-правовых денежных обязательств).
Государственные и местные органы исполнительной власти, признаваемые уполномоченными органами, должны обладать необходимой компетенцией, которой они наделяются на основании соответствующих нормативных правовых актов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства»устанавливалось, что до преобразования в Федеральную налоговую службу уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
С момента образования Федеральной налоговой службы последняя была определена уполномоченным органом. (Постановлением Правительства от 30 сентября 2004 г.
№ 506, утверждено Положение о Федеральной налоговой службе).
При банкротстве кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» уполномоченным органом выступает Банк России.
При финансовых трудностях, которые привели физлицо к формированию большой задолженности без возможности её погашения инициируется процедура банкротства. Это действие является длительным и непростым.
Согласно закону, лицами участвующими в деле о банкротстве, являются: должник, заимодатели, уполномоченный орган и лица, предусмотренные кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Все участники выполняют свою миссию в действии и должны соблюдать свои обязанности.
Далее рассмотрим более подробно цели и задачи каждого лица в процессе банкротства.
- Должник
- Арбитражный управляющий
- Конкурсные кредиторы
- Уполномоченные органы
- Лицо предоставившее обеспечение
Должник
Банкротство должника не происходит без его участия. Физическое лицо, у которого сформировалась задолженность больше определённой правовыми актами Российской Федерации суммы, а срок просрочки платежей составил более трёх месяцев является потенциальным банкротом.
Если неплатёжеспособный гражданин не в состоянии погасить свои финансовые обязательства самостоятельно, ему следует обратиться в арбитражный суд для получения статуса банкрота. Должник наделён правом самостоятельности при условии, что его обращение будет содержать подтверждения обстоятельств, свидетельствующих о невозможности уплаты долгов.
В своём обращении потенциальный банкрот может указать данные управляющего, который будет осуществлять управление его имуществом до списания задолженности.
Арбитражный управляющий
Управляющий, назначается судебным решением для ведения антикризисного управления активами физлица до момента окончания процесса. Все действия специалиста должны быть направлены на удовлетворение кредиторских требований за счёт средств, выявленных и полученных от реализации имущества должника.
Инициировать назначение управляющего может заявитель в своём обращении, в нём он указывает данные специалиста и организации, участником которой тот является.
Работа управляющего контролируется судьёй и заимодателями. При выявлении нарушений в работе специалиста, заимодатели могут направить в суд обоснованное ходатайство о смене управляющего. Однако, для того чтобы суд удовлетворил такое ходатайство, выявленные нарушения должны быть существенными.
Специалист должен иметь гражданство РФ, требуемую квалификацию и входить в состав СРО. Эта организация относится к категории некоммерческих и сформирована, для осуществления деятельности управляющих.
При смене стадии банкротства судья каждый раз назначает управляющего, для выполнения им определённых функций.
Конкурсные кредиторы
Конкурсные кредиторы представляют тех участников банкротства, которые имеют по отношению к должнику обоснованные претензии. Однако, к ним не относятся заимодатели, имеющие претензии к физлицу, срок исполнения которых наступил позже начала процессуального действия.
Если у заёмщика имеются непогашенные финансовые обязательства перед несколькими кредиторами, они могут объединиться и включить свои претензии в реестр. В этом случае интересы заимодателей в суде защищает избранный представитель кредиторов.
Заимодатели обязаны уведомлять управляющего в случае изменения в реестре своих претензий к заёмщику. При несоблюдении этого условия должник не несёт ответственности за последующие убытки кредитора.
Конкурсные кредиторы регулярно совещаются на собраниях для решения ключевых вопросов во взаимоотношениях с должником. Организацией кредиторских собраний занимается управляющий.
Одним из ключевых моментов, решаемых путём голосования на собраниях, считается создание комитета кредиторов, представляющего их интересы. Количество участников, входящих в состав комитета должно варьироваться от 3 до 11 заимодателей.
Комитет кредиторов решает следующие вопросы:
- обжалование в суде действий и полномочий арбитражного управляющего;
- направление в суд требований об отстранении управляющего в деле о несостоятельности;
- порядок проведения оценки активов и т. д.
Конкурсные кредиторы являются полноценными участниками процесса банкротства с правом голоса в основных вопросах.
Уполномоченные органы
К данной категории участников относятся: местное самоуправление, выражающие интересы муниципальных образований, прокуратура, налоговая, таможенная служба.
При инициировании процесса банкротства физлица они выдвигают свои требования об уплате обязательных платежей и предоставляют официальные данные об отсутствии поступлений от физлица. К таким поступлениям относятся налоги, госпошлины и т. д.
Данные органы могут участвовать в собрании кредиторов. При решении важных вопросов уполномоченный орган имеет то число голосов, которое соответствует его претензиям.
Лицо предоставившее обеспечение
К данной группе участников относятся лица, обеспечивающие возможность потенциальному банкроту исполнить свои обязательства по согласованному графику. Этот участник берёт на себя ответственность за непогашение должником денежных обязательств.
Все участники должны добросовестно выполнять свои обязанности и, пользуясь своими правами, не нарушать прав других. Такое поведение всех сторон процесса позволит быстро и результативно закончить производство.
Под уполномоченными органами в целях Закона о банкротстве понимаются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (ст. 2 Закона о банкротстве).
Помимо уполномоченных органов в Законе о банкротстве упоминается также регулирующий орган, под которым понимается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Уполномоченные органы в деле о банкротстве
Правом на подачу заявления о признании должника банкротом обладают конкурсные кредиторы, работники, бывшие работники должника и уполномоченные органы. 2.
Органы исполнительной власти и организации, наделенные в соответствии с законодательством Российской Федерации правом взыскания задолженности по обязательным платежам, вправе участвовать в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований по этим платежам и оснований для включения этих требований в реестр требований кредиторов. 1.
Статья 11. права кредиторов и уполномоченных органов
Роль данных исполнительных органов как инициаторов процессуальных действий осуществляется в соответствии с главным условием, которое предусматривает наличие у них материальной возможности обеспечить финансовую сторону дела о банкротстве. Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению выполняет исполнительные, регулирующие, организационные, контролирующие, аналитические задачи в делах о несостоятельности предприятий.
Правовой статус уполномоченных органов как участников процедур банкротства
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов. Согласно ст.
2 Закона о банкротстве уполномоченные органы — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Участие налоговых органов в делах о банкротстве
В случае несогласия в протоколе заседания отражается мотивированное заключение согласующего органа, на основании которого межрегиональный территориальный (территориальный) орган уполномоченного органа готовит доклад и направляет его вместе с протоколом в уполномоченный орган (его межрегиональный территориальный орган) для рассмотрения вышестоящей межведомственной комиссией (межведомственным совещанием). Приказы и протоколы оформляются межрегиональным территориальным или территориальным органом уполномоченного органа в течение трех дней с даты проведения заседания комиссии (совещания).