Ст 20 6 закона о банкротстве: вознаграждение конкурсного управляющего, редакция 2023 года

Эта сумма выплачивается финансовому управляющему единовременно по завершению процедуры, применяемой в деле о банкротстве, независимо от срока, на который была введена каждая процедура. (статья 213.9).

Основные процедуры, которые вводятся при банкротстве физического лица — это реструктуризация долгов и реализация имущества.

Реструктуризация долгов гражданина может быть введена на срок до 3-х лет. Весь этот период управляющий согласовывает сделки должника, следит за ходом исполнения плана реструктуризации, отчитывается перед собранием кредиторов. И если дотянет до конца, получит 25 тысяч. В среднем получается по 694 рублей 44 копеек в месяц.

Реализация имущества вводится судом на срок 6 месяцев. Здесь уже получается по 4166 рублей 67 копеек в месяц. Это в том случае, если процедура не затянется на более долгий срок, что возможно если будут проводится торги или оспариваться сделки.

Расходы финансового управляющего

Единовременные расходы

Сначала арбитражный управляющий несет расходы на получение своего статуса. Не будем считать расходы на получение высшего образования, которое обязательно для управляющих. Какие расходы денег и времени несет арбитражный управляющий еще до начала своей деятельности?

  • стажировка в СРО — 24 месяца, приступить к стажировке по закону можно только после сдачи экзамена.

Текущие расходы

В ходе своей деятельности финансовый управляющий несет следующие расходы:

  • налог на доходы физических лиц. 13% от дохода.

Ответственность арбитражного управляющего

Поэтому управляющий не может брать дела физических лиц десятками и сотнями — увеличивается вероятность ошибок, опечаток или описок.

Теперь понятно, почему арбитражные управляющие отказываются работать за 25 тыс. руб.? Вполне возможно, что закон «О банкротстве» будет изменен. Но сейчас он таков, какой есть. Единственный вариант для должника найти финансового управляющего — это договориться с ним о справедливой стоимости его работы.

Минэкономразвития подготовило масштабный проект поправок в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве). Изменения касаются банкротства юридических лиц.

Из Закона о банкротстве хотят исключить процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления. В законе останется только конкурсное производство, а также появится новая процедура — реструктуризация долгов.

Разработчики законопроекта рассчитывают, что изменения помогут банкротам сохранять бизнес и восстанавливать платежеспособность компании. Сейчас подобным образом заканчивается меньше 2% банкротств.

Этот показатель хотят увеличить хотя бы до 10%. Предполагается, что изменения вступят в силу с 2023 г.

В этом Проекте Минэкономразвития предлагает оставить только две процедуры банкротства — реструктуризацию долгов и конкурсное производство, а также возможность выхода из него с помощью мирового соглашения.

Предусмотрены в законопроекте и меры по борьбе с контролируемыми банкротствами. Чтобы кредиторы не могли назначать «своего» управляющего, предлагается выбирать управляющего случайным образом на основе рейтинга (ст. 45 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Мнение эксперта
Ковалев Константин Владимирович
Практикующий юрист с 6-летним стажем. Специализируется в области уголовного права. Признанный эксперт права.

Оплата работы управляющего будет фиксированной и зависеть от объема поступлений в конкурсную массу и скорости банкротных процедур (п. 23 ст. 1 Проекта). Чем дольше длится процесс, тем меньше получит управляющий.

Публичное обсуждение Проекта закончится 3 апреля.

Процедура реструктуризации долгов

Реструктуризация долгов — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику — юридическому лицу в целях восстановления его платежеспособности, сохранения его бизнеса и удовлетворения требований кредиторов.

Согласно Проекту план реструктуризации долгов должно одобрить собрание кредиторов и утвердить суд (п. 72 ст. 1 Проекта). После этого в деле о банкротстве появится антикризисный управляющий.

Должник обязан предложить план реструктуризации долгов в течение четырех месяцев с даты введения процедуры (п. 1 ст. 70 Закона о банкротстве в редакции Проекта). Конкурсные кредиторы, управляющий, учредитель или участник банкрота тоже могут предложить свои планы (п. 2 ст. 70 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Читать  Преднамеренное банкротство: признаки, основания привлечения к субсидиарной ответственности

В плане должно быть обоснование возможности восстановления платежеспособности компании и удовлетворения требований кредиторов. Он может предусматривать реорганизацию должника, увеличение его уставного капитала, продажу предприятия или части его имущества, замещение активов, новацию обязательств, прекращение обязательств путем предоставления отступного, изменение сроков, порядка и объема исполнения обязательств, прекращение и изменение условий залога, прощение долга и т.д.

Также возможна конвертация требований в доли в уставном капитале компании-должника, ее акции, облигации или иные ценные бумаги (п. 5 ст.

70 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

План реструктуризации должен предусматривать полное погашение задолженности по текущим платежам и требованиям кредиторов первой и второй очереди в течение трех месяцев с даты его утверждения.

Срок реструктуризации не может превышать четыре года со дня утверждения плана. Решением собрания кредиторов этот срок можно продлить еще на четыре года (ст. 83 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

После введения реструктуризации долгов:

снимаются ранее наложенные аресты и другие ограничения на имущество должника;

учредитель должника не сможет получить действительную стоимость доли;

нельзя распределять прибыль между участниками и учредителями, не допускается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

не начисляются проценты и неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных и неденежных обязательств и обязательных платежей (ст. 64 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Работа арбитражных управляющих

Сейчас кандидатуры арбитражных управляющих предлагает должник или кредитор. Это часто приводит к процедурам контролируемого банкротства, намеренному затягиванию процедур. Проект предлагает назначать арбитражных управляющих случайным образом на основе рейтинга (ст. 44.1 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Саморегулируемым организациям (СРО) арбитражных управляющих будет присваиваться рейтинг в зависимости от того, насколько быстро проведены предыдущие процедуры банкротства, возвращены долги, были ли нарушения. Наиболее эффективные СРО будут назначаться на процедуры банкротства случайным образом и выбирать из своих членов управляющего (ст.

44.1 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Мнение эксперта
Ковалев Константин Владимирович
Практикующий юрист с 6-летним стажем. Специализируется в области уголовного права. Признанный эксперт права.

Проект предусматривает подробный порядок и формулы расчета баллов арбитражных управляющих (ст. 44.2 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Так, за каждый утвержденный план реструктуризации управляющие будут получать по 60 баллов, а за успешное исполнение каждого такого плана — еще 140 баллов (п. 3 ст.

44.1 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Проект вводит обязательную государственную регистрацию арбитражных управляющих по аналогии с индивидуальными предпринимателями. Для нее необходимо членство в одной из СРО, а все действующие арбитражные управляющие должны быть внесены в госреестр.

Проект также предусматривает появление нового органа, который будет принимать экзамены на статус арбитражного управляющего, и органа, проводящего проверку заключений арбитражного управляющего о признаках преднамеренного или фиктивного банкротства с полномочиями привлекать управляющих к административной ответственности. Минимальная страховая сумма для арбитражных управляющих увеличивается до 20 млн руб.

(п. 2 ст.

24.1 Закона о банкротстве в редакции Проекта). Сейчас эта сумма составляет 10 млн руб.

Должников разделят на группы

Проект делит всех должников на три группы (п. 1 ст. 45 Закона о банкротстве в редакции Проекта). Группа должника влияет на количество баллов, которые получит управляющий при работе с таким должником, и на саму процедуру назначения арбитражного управляющего.

К первой группе должников относятся:

граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

компании и индивидуальные предприниматели, доход которых за предшествующий банкротству год не превышает 800 млн руб., а совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности на 31 декабря предшествующего календарного года не превышает 300 млн руб. (для юридических лиц).

Вторая группа должников — это компании и индивидуальные предприниматели, доход которых за предшествующий банкротству год не превышает 2 млрд руб., а стоимость активов не превышает 1,5 млрд руб. (для юридических лиц).

Третья группа — все остальные должники, которые не отвечают условиям первой и второй групп (п. 2 ст. 45 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Назначение арбитражного управляющего будет зависеть от того, к какой группе относится сам должник: СРО первой группы может предлагать арбитражного управляющего только для должников первой же группы, СРО второй группы — для должников второй и первой групп, а СРО третьей группы — для любых должников. При отсутствии СРО третьей группы кандидатуры управляющих могут предлагать СРО второй группы.

Принадлежность СРО к определенной группе будут определять его члены на общем собрании, а сведения об этом должны содержаться в госреестре.

Продажа имущества банкрота

Проект поправок предусматривает продажу имущества должника по наиболее высокой цене с минимальными расходами и в возможно короткий срок (п. 3 ст. 84 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Читать  Ст 63 закона о банкротстве: редакция 2023 года

На продажу можно будет выставлять как весь имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности, так и имущество должника по частям (п. 1 ст.

85 Закона о банкротстве в редакции Проекта). Порядок продажи имущества может предусматривать, что если предприятие должника не было реализовано на первых торгах, то после этого имущество должника подлежит продаже по частям, начиная с новых первых торгов.

При этом исчисление сроков, установленных для продажи имущества, начинается заново (п. 5 ст.

90 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Чтобы привлечь к торгам больше покупателей, включая физлиц, все объявления о продаже имущества банкротов будут публиковаться в удобном виде на специальном сайте. Информация будет появляться за 30 дней до начала проведения торгов (п. 1 ст. 92 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Проведение торгов

Сейчас нельзя провести торги как на повышение, так и на понижение цены за одну сессию. Первые два этапа идут на повышение, после чего невостребованные активы продаются через публичное предложение.

Проект предлагает проводить торги путем последовательного поэтапного изменения (повышения или понижения) начальной цены на один шаг торгов. При этом в ходе каждого этапа может быть представлено только одно предложение о цене, равной цене этого этапа.

Ценой первого этапа является указанная в сообщении о торгах начальная цена (п. 2 ст. 95 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Сейчас в среднем активы при банкротстве продаются в пять раз дешевле рыночной стоимости, и в результате кредиторы получают не более 5% задолженности.

Вступление в силу

Предлагаемые поправки в Закон о банкротстве в случае их одобрения вступят в силу через шесть месяцев после их опубликования. Важно, что поправки будут иметь обратную силу — большинство новых норм будет работать в делах о банкротстве, производство по которым было возбуждено до даты вступления в силу поправок (ст. 19 Проекта).

Предполагается, что Госдума начнет рассматривать Проект уже в весеннюю сессию 2020 г. Вступление в силу запланировано на 2023 г.

Вознаграждение, выплачиваемое арбитражному управляющему, состоит из фиксированной суммы и суммы процентов, определяемых в зависимости от процедуры банкротства. Также собранием кредиторов может быть установлено дополнительное вознаграждение арбитражному управляющему.

Арбитражный управляющий — это лицо, назначенное для проведения процедуры банкротства несостоятельной организации или гражданина.

В зависимости от процедуры банкротства и выполняемых функций назначается арбитражный управляющий в каждом конкретном деле о банкротстве в качестве (ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве)):

  • временного управляющего (процедура наблюдения);
  • административного управляющего (процедура финансового оздоровления);
  • внешнего управляющего (процедура внешнего управления);
  • конкурсного управляющего (процедура конкурсного производства);
  • финансового управляющего (процедуры банкротства граждан).

Вознаграждение арбитражному управляющему

Арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве. Вознаграждение, выплачиваемое арбитражному управляющему, состоит из фиксированной суммы и суммы процентов (п. п. 1, 3 ст. 20.6 Закона о банкротстве). Конкретный размер вознаграждения определяется в зависимости от процедуры банкротства.

Для расчета суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего балансовая стоимость активов должника определяется по данным бухгалтерской отчетности по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве (п. 14 ст. 20.6 Закона о банкротстве).

При этом под балансовой стоимостью активов следует понимать валюту баланса должника, то есть сумму оборотных и внеоборотных активов по данным бухгалтерского баланса должника (п. 12.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 97 «О некоторых вопросах, связанных с вознаграждением арбитражного управляющего при банкротстве» (далее — Постановление N 97)).

Такой порядок расчета арбитражного управляющего не подлежит применению при банкротстве индивидуального предпринимателя, не имеющего баланса и, следовательно, балансовой стоимости активов. В случае большого объема и сложности работы временного управляющего суд на основании решения собрания кредиторов или мотивированного ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, вправе увеличить размер вознаграждения, выплачиваемого временному управляющему (п.

35 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 51 «О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей»).

При расчете суммы процентов по вознаграждению внешнего, конкурсного и финансового управляющего не учитывается удовлетворение требований кредиторов, произведенное за счет денежных средств, поступивших в результате привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности (п. 3.1 ст. 20.6 Закона о банкротстве).

При этом арбитражный управляющий имеет право на получение дополнительного стимулирующего вознаграждения в виде процентов в связи с привлечением к субсидиарной ответственности лиц, контролирующих должника, зависящего от результатов работы и реального вклада управляющего в конечный результат (стимулирующее вознаграждение) (п. 3.1 ст.

Читать  Упрощенное банкротство

20.6 Закона о банкротстве, п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве»).

Также собранием кредиторов может быть установлено дополнительное вознаграждение арбитражному управляющему, которое выплачивается за счет средств кредиторов, принявших решение об установлении такого вознаграждения, или причитающихся им платежей в счет погашения их требований (п. п.

7 и 8 ст. 20.6, абз.

7 п. 2 ст.

12 Закона о банкротстве).

Вознаграждение временного управляющего

Вознаграждение административному управляющему

Сумма процентов по вознаграждению составляет при балансовой стоимости активов должника (п. 11 ст. 20.6 Закона о банкротстве):

Вознаграждение внешнему управляющему

Сумма процентов по вознаграждению устанавливается в следующих размерах:

  • 8% сумм, направленных на погашение требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, при прекращении производства по делу о банкротстве;
  • 3% прироста стоимости чистых активов должника за период внешнего управления при признании должника банкротом и открытии конкурсного производства (п. 12 ст. 20.6 Закона о банкротстве).

Вознаграждение конкурсному управляющему

Сумма процентов по вознаграждению устанавливается в следующих размерах (п. 13 ст. 20.6 Закона о банкротстве):

  • 7% от размера удовлетворенных требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в случае удовлетворения более чем 75% требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;
  • 6% от размера удовлетворенных требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в случае удовлетворения более чем 50% требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;
  • 4,5% от размера удовлетворенных требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в случае удовлетворения 25% и более процентов требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;
  • 3% от размера удовлетворенных требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в случае удовлетворения менее чем 25% требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

Вознаграждение финансовому управляющему

Сумма процентов по вознаграждению в случае исполнения гражданином утвержденного арбитражным судом плана реструктуризации его долгов составляет 7% размера удовлетворенных требований кредиторов.

Сумма процентов по вознаграждению финансового управляющего в случае введения процедуры реализации имущества гражданина составляет 7% размера выручки от реализации имущества гражданина и денежных средств, поступивших в результате взыскания дебиторской задолженности, а также в результате применения последствий недействительности сделок. Данные проценты уплачиваются финансовому управляющему после завершения расчетов с кредиторами (п.

17 ст. 20.6 Закона о банкротстве).

Изменение размера вознаграждения арбитражного управляющего

Арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, на основании решения собрания кредиторов или мотивированного ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, вправе увеличить размер фиксированной суммы вознаграждения, выплачиваемого арбитражному управляющему, в зависимости от объема и сложности выполняемой им работы (п. 5 ст.

20.6 Закона о банкротстве).

Если же арбитражный управляющий ненадлежащим образом исполнял свои обязанности, размер причитающихся ему фиксированной суммы вознаграждения и процентов по вознаграждению может быть соразмерно уменьшен арбитражным судом. Бремя доказывания ненадлежащего исполнения управляющим своих обязанностей лежит на лице, ссылающемся на такое исполнение (п.

5 Постановления N 97).

Порядок выплаты вознаграждения арбитражному управляющему

Установленный размер фиксированной суммы вознаграждения выплачивается за каждый месяц, в котором лицо осуществляло полномочия арбитражного управляющего (за исключением финансового управляющего). Такие полномочия возникают с даты принятия судебного акта об утверждении лица арбитражным управляющим и прекращаются с даты (п. 2 Постановления N 97):

  • принятия судебного акта об освобождении или отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей (п. 4 ст. 20.6 Закона о банкротстве);
  • принятия судебного акта о прекращении производства по делу о банкротстве;
  • принятия судебного акта об утверждении мирового соглашения;
  • принятия судебного акта о введении следующей процедуры банкротства (за исключением случаев, когда одновременно то же лицо утверждается арбитражным управляющим в этой следующей процедуре либо на него возлагается исполнение таких обязанностей);
  • завершения конкурсного производства;
  • смерти арбитражного управляющего.

Сумма процентов по вознаграждению арбитражного управляющего, по общему правилу, выплачивается ему в течение 10 календарных дней с даты завершения процедуры, которая применяется в деле о банкротстве и для проведения которой был утвержден арбитражный управляющий (п. 9 ст.

20.6 Закона о банкротстве). Арбитражный управляющий не вправе выплачивать себе проценты по вознаграждению до определения их размера в соответствующем судебном акте (абз.

3 п. 12.1 Постановления N 97).

При прекращении дела о банкротстве в связи с заключением мирового соглашения выплата суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего осуществляется в сроки и в размере, которые установлены мировым соглашением (п. 15 ст. 20.6 Закона о банкротстве).

Нажмите, чтобы оценить этот пост!
Спасибо!

No posts found with these parameters. Try to remove some filters.
Правозакона. ру