Если фирма занимается изготовлением или переработкой сельхоз продукции, и выручка от этого вида деятельности составляет минимум 50% от всей прибыли предприятия, его признают сельскохозяйственной организацией, и на него распространяется действие соответствующих нормативных актов. Согласно ФЗ №127 аналогичным образом проводится банкротство сельскохозяйственных предприятий, работающих в рыболовецкой отрасли, однако для них доля прибыли от улова должна составлять минимум 70% от общей прибыли.
Однако есть важная тонкость. Закон не конкретизирует, за какой срок организация должна получать определенный 50%-ную или 70%-ную долю прибыль от продажи сельхозпродукции.
Из-за этого могут возникать сложности с причислением организаций к сельхозпроизводителям. При банкротстве сельскохозяйственных организаций учитывается специфика работы компании, ее уровень прибыли и размеры обязательств перед кредиторами.
Основания для признания фирмы банкротом
Для каждого участника процедура банкротства имеет некоторые плюсы:
- Для кредитора – это возможность получить долг, причем шансы на положительный исход выше, чем при привлечении должника к ответственности по исполнительному листу.
- Для должника – это возможность избавиться от непосильного долга. Это проценты, пени, штрафы от взятых кредитов и всевозможные дополнительные платежи, После завершения процедуры долг прекращает существовать.
Особенности проведения процедуры
Ключевые особенности банкротства сельскохозяйственных организаций связаны с самой спецификой деятельности в отрасли. Любые меры, такие как наблюдение, внешнее управление и т.
д., вводятся только с учетом климатических особенностей региона и сезонного режима работы должника. Так, по действующему законодательству, финансовое оздоровление может проводиться только до момента завершения сельскохозяйственных работ с учетом времени, которое отводится для продажи продукции.
Иногда срок увеличивается еще на год.
Внешне финансовое управление также вводится до завершения работ и реализации продукции с возможностью продления срока. Однако общая его продолжительность не должна превышать 2 лет 3 месяцев.
Проблемы банкротства сельскохозяйственных организаций связаны с тем, что далеко не всегда в невыплате долгов виноват руководитель предприятия. Если в процессе внешнего управления предприятие потеряло доход из-за эпизоотии, стихийного бедствия или других непредвиденных обстоятельств, его срок может быть увеличен еще на год.
Продажа имущества компании-банкрота
Процедура реализации имущества организации также имеет особенности. Она проводится в три этапа:
- На торги выставляется все предприятие. Этим занимается арбитражный управляющий.
- Если покупателя не нашлось, то на торги выставляется полный комплект имущества предприятия.
- Если и в этом случае покупателя нет, только тогда имущество распродается по частям.
Преимущественное право на приобретение имущества должника получают его соседи, то есть лица, владеющие соседствующими земельными участками и занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции. Если же таких нет, то преимущественное право получают организации того же муниципального образования или той же местности.
Эта норма была введена, чтобы сохранять сельскохозяйственное назначение земли, что способствует укреплению сельского хозяйства.
Для проведения торгов арбитражный управляющий в обязательном порядке оповещает ближайшие сельхозкомпании, а также публикует информацию о продаже в местных СМИ, при этом указывается стартовая цена. В итоге все предприятие целиком ли имущество должника перепродается на торгах по цене, назначенной аукционом.
Если претендентов оказалось несколько, то аукцион выигрывает тот, кто подал заявку первым.
Объекты, признаки и стадии банкротства в сельском хозяйстве
Согласно ФЗ №127 объектом банкротства может стать юридическое лицо, созданное с целью производства с/х продукции, а также ее переработки. Доля дохода от сельскохозяйственной деятельности при этом должна быть равна половине всех доходов либо превышать этот показатель.
Юридические лица, осуществляющие лов рыбы, должны иметь показатель 70% доходов от этого вида деятельности.
На законодательном уровне закреплены следующие признаки неблагополучной экономической ситуации, которая может привести к выводу о несостоятельности:
- образовавшаяся кредиторская задолженность свыше 500 тыс. руб.;
- срок ее превышает 3 месяца.
С инициативой о возможности признания сельхозпроизводителя банкротом может выступить:
- сама организация;
- ее контрагенты, кредиторы;
- органы, в функции которых входит взимание обязательных выплат, налогов, сборов и контроль за соблюдением графика этих выплат.
Банкротство с/х производителя характеризуется рядом стадий, отражающих возможность оздоровления производства (ФЗ №127, ст. 178):
- Наблюдение. На этой стадии проводится анализ финансового состояния организации. Учитываются фактор сезонности, времени сбора урожая или получения иной сельскохозяйственной продукции, наличие производственных мощностей для ее хранения до момента реализации и получения дохода, рыночная ситуация, способствующая либо препятствующая получению достаточного для выхода из кризиса дохода. Намечаются меры по финансовому оздоровлению.
- Финансовое оздоровление, экономическая оптимизация хозяйства. Длится до момента окончания этапа производственных работ, по завершении которого может быть получена продукция к реализации, имеющая характер сырья либо уже переработанная до соответствующего рыночным потребностям состояния. Форс-мажорные обстоятельства — неблагоприятные погодные условия, стихийные бедствия, эпидемии с/х животных — учитываются при определении времени этапа оптимизации. Он может быть продлен на срок до года.
Особенности банкротства в сельском хозяйстве и его правовых процедур
Как уже отмечалось выше, важнейшим фактором, который следует учитывать в процессе банкротства сельскохозяйственного производителя, является сезонность производства. Помимо этого основные фонды (земля, постройки, сооружения, производственные мощности), иное ценное имущество, предназначенное, как правило, для производства исключительно сельскохозяйственной продукции, имеет узкую область применения, что влияет на их продажную стоимость.
В случае если наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление не принесли желаемых результатов и экономическая ситуация банкрота не улучшилась, закон позволяет ввести арбитражное управление, в судебном порядке. Чтобы расплатиться с кредиторами, приходится учитывать в том числе и рыночную ценность имущественных комплексов и отдельных объектов.
Арбитражный управляющий готовит имущество на торги. Управляющий имеет право продать все объекты единым лотом в целях недопущения разрушения единой инфраструктуры производства, наиболее эффективного для его последующего использования, если на первичных торгах заявки на него отсутствовали.
Если лот не продан, то имущество делится на части, для повторной продажи – публичным предложением (ФЗ №127, ст. 139-4).
Цену на имущество снижают и продают лоты тому, кто первым согласен купить их по объявленной цене.
Важное значение имеет определение рыночной цены лотов, отвечающей интересам банкрота и его кредиторов, исключающей злоупотребления и разного рода «договорные» сделки.
На заметку! Вырученные средства прежде всего направляются на оплату работы управляющего. Затем, в соответствии с законом, погашаются долги в фонды, по налогам, по оплате труда и иным аналогичным выплатам и т.д.
Если средств от продажи не хватает для полного погашения долгов кредиторам, выплаты производятся пропорционально суммам заявленных им требований.
Организации, занимающиеся производством и переработкой продукции сельского хозяйства, имеют преимущественное право покупки таких активов. В частности, законом определено преимущественное право покупки сельскохозяйственных имущественных объектов, например, земель, теми сельхозпроизводителями, которые территориально граничат с банкротом.
Арбитражный управляющий обязан поставить их в известность о дате и условиях проведения торгов в первоочередном порядке.
У кредиторов и организации-банкрота есть возможность заключить мировое соглашение на любом этапе процедуры банкротства, в письменной форме. Арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, должен утвердить документ (ст.
150 ФЗ №127). Мировое соглашение требует участия в его подписании арбитражного управляющего только после получения им полномочий, в соответствии с законом.
Процедура банкротства сельхозпредприятий имеет ряд особенностей и, учитывая специфику и характер сферы деятельности, отличается применением особых правил ее регулирования, связанных с прекращением деятельности предприятия-должника.
Рассмотрим законодательную процедуру, в рамках которой осуществляется банкротство сельскохозяйственных организаций, а также некоторые особенности, с ней связанные.
Правовой регламент: основные понятия и положения, основания и особенности банкротства сельхозпредприятий
Понятие «сельскохозяйственное предприятие» в российском правовом поле устанавливают одновременно несколько законов. В их числе – Гражданский и Налоговый кодексы, а также Федеральный закон № 127-ФЗ от 26.10.2002 года «О несостоятельности (банкротстве)».
Понятие
Сельскохозяйственной организацией признается юридическое лицо, сферой деятельности которой является производство сельскохозяйственной продукции, а также последующая переработка собственной, либо закупаемой сельхозпродукции. Статус сельхозпредприятия подтверждается при условии, что выручка от реализации произведенной продукции составляет не менее 50% от общей суммы выручки.
Важно! Приведенное определение применимо исключительно в целях Федерального Закона № 127-ФЗ, что устанавливают положения п.1 ст.177 данного Закона.
Основания для возбуждения процедуры банкротства
Пункты 5 и 6 ст.177 Закона № 127-ФЗ устанавливают, что банкротство сельскохозяйственных организаций может быть инициировано при наличии таких оснований:
- невозможность выполнения обязательств перед кредиторами, если общая сумма требований составляет свыше 500 тыс. руб.;
- если требования по погашению обязательств не исполнены в течение 90 дней с момента даты, указанной как срок исполнения долговых требований.
Если вышеперечисленные основания (в совокупности) установлены в отношении сельхозпредприятия, любой из кредиторов имеет право инициировать процедуру банкротства, подав соответствующее заявление в отношении субъекта хозяйствования в арбитражный суд.
Особенности
Учитывая высокую зависимость предприятий сельскохозяйственной сферы от сезонного и природно-климатического факторов, процедура признания несостоятельности должника предусматривает ряд особенностей. В частности:
- согласно положениями ст.178 Закона № 127-ФЗ, банкротство сельскохозяйственных организаций, в отличие от предприятий в иных сферах деятельности, имеет три этапа:
- наблюдение (п.1)
– на данном этапе проводится анализ возможности погашения обязательств должника за счет доходов, полученных по завершению периода сельхозработ, а также анализ финансового состояния должника, с учетом особенностей производства, фактора сезонности, природно-климатических условий;
- финансовое оздоровление (п.2)
– данный этап процедуры банкротства устанавливается на определенный срок, конечной датой которого является окончание текущего периода сельзхозработ, а для сельхозпредприятий, осуществляющих переработку произведенной продукции – дата окончания работ по переработке сельхозпродукции.
В исключительных случаях, когда в течение этапа финансового оздоровления имели место обстоятельства непреодолимой силы (стихийные бедствия, обстоятельства чрезвычайного характера, эпизоотии), продолжительность данной стадии банкротства может быть продлена на один календарный год. Для этого между инициатором процедуры банкротства, а также иными кредиторами и должником должны быть достигнуты соглашения по изменению графика погашения долговых обязательств, с соблюдением требований ст.85 Закона №127-ФЗ от 26.10.2002 г.
- внешнее управление (п.3)
– продолжительность данного этапа банкротства лимитирована окончанием текущего периода сельхозработ, и сроками, необходимыми на реализацию и переработку произведенной сельхозпродукции. Этап внешнего управления не может более чем на три месяца превышать сроки, регламентированные нормами п.2 ст.92 Закона №127-ФЗ.
Необходимо учитывать, что продолжительность каждого из этапов процедуры банкротства сельхозпредприятий вариативна, что связано с невозможностью точно определить точку максимума производства, переработки или реализации продукции, поскольку данный показатель напрямую зависит от:
- специфики и особенностей сферы деятельности должника;
- природно-климатических условий конкретного региона, где осуществляет свою деятельность предприятие-должник.
Общая продолжительность всех этапов банкротства сельхозпредприятия не может превышать 27 месяцев с момента принятия арбитражным судом решения о возбуждении процедуры банкротства.
Возбуждение процедуры банкротства
Приняв к рассмотрению заявление кредитора(ов) о признании должника несостоятельным (банкротом), арбитражный суд возбуждает процедуру банкротства, и вводит первый ее этап – наблюдение.
На данном этапе проводится комплексный анализ финансового состояния должника, с учетом всех значимых факторов. Подвергаются анализу все причины, которые привели к финансовой дестабилизации должника, в том числе:
- возможность исполнения требований перед кредиторами за счет использования прибыли за текущий производственный период;
- участие Должника в программах целевой поддержки сельхозпроизводителей;
- природно-климатическая ситуация в регионе – на предмет соответствия климатических условий виду производимой сельхозкомпанией продукции;
- использования и текущее состояние технических средств, задействованных в производстве, переработке и сохранении продукции;
- уровень подготовки персонала, наличие ошибок в управлении, несоответствие предложений фактическому спросу;
и прочие определяющие факторы.
Этапы финансового оздоровления и внешнего управления вводятся последовательно, согласно нормам, установленным в ст.178 Закона о банкротстве.
Продажа имущества должника
В случае если комплекс мероприятий по восстановлению платежеспособности должника не принесли ожидаемого результата, решением арбитражного суда назначается арбитражный управляющий, задачей которого является отчуждение имущества сельхозкомпании–должника для погашения его долговых обязательств за счет средств, вырученных от продажи принадлежащего ему имущества.
Преимущественное право на приобретение имущества сельхозпредприятия, признанного несостоятельным, имеют сельхозхозяйства и предприятия, граничащие по территориальному признаку с территориями должника. Если таковые отсутствуют или не выразили интереса к приобретению выставленного на продажу имущества, право первого приобретения получают субъекты хозяйствования, находящиеся в том же регионе.
Имущество должника выставляется на продажу целым лотом, и включает в себя средства, используемые для сбора, переработки, хранения и продажи сельхозпродукции, производимой должником. В случае если имущество не было приобретено в формате целого лота, согласно ст.139 Закона о банкротстве, вводится публичное предложение о продаже.
К концу весны 2019 года компания «Мираторг» объявила себя не только крупнейшим производителем мяса в России, но и самым крупным собственником сельскохозяйственных земель в стране. В распоряжении предприятия около 1 млн гектаров участков.
Ранее среди владельцев сельскохозяйственных земель лидировала организация «Продимекс», занимающаяся производством сахара (865 тыс. гектаров участков).
В рейтинг крупнейших сельскохозяйственных предприятий вошли также:
Фирма «Русагро», владеющая брендами «Слово мясника», «Мечта хозяйки», «Чайкоффский». Холдинг выпускает майонез, масло, мясо, сахар и иную продукцию. В распоряжении группы компаний насчитывается 650 гектаров земли.
Агрокомплекс имени Н.И. Ткачева, собственник 649 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий.
Компания «Эконива», занимающаяся производством молока. Недавно ее владелец, Штефан Дюрр, купил 170 тыс. гектар земли, увеличив наделы до 504 тыс. гектаров.
Вышеперечисленные 5 компаний стали собственниками 27% сельскохозяйственных земель в России.
5 место: птицефабрика «Прибрежная» (Ульяновская область)
Птицефабрика «Прибрежная» была пятым, последним крупным сельскохозяйственным предприятием региона, входившим в холдинг МАПО. Общий долг компании оценивается в 33 млн руб.
Иск в октябре 2018 года подала ФНС РФ, поскольку организация не выплатила 2 млн руб. налогов.
Аграрий еще не признан окончательно несостоятельным – 10 апреля 2019 года в отношении «Прибрежной» открыли процедуру наблюдения. Однако риски окончательного банкротства все же весьма велики.
Министерство сельского хозяйства Ульяновской области считает, что птицефабрика даже не будет интересна инвесторам, поскольку проект фактически «мертв». Компания прекратила поставку мяса птицы еще в 2014 году, и региональные власти считают, что возродить производство будет невозможно.
4 место: животноводческое предприятие «Нота» (Самарская область)
Животноводческое предприятие «Нота» признали банкротом сравнительно недавно – в декабре 2018 года. Причиной несостоятельности стали крупные долги перед Агентством по страхованию вкладов (АСВ) в 121 млн руб.
и «Россельхозбанком» в размере 19 млн руб. Во время прохождения процедуры наблюдения директора компании пытались реструктуризировать долг перед финансовой организации, однако кредитор не пошел на уступки.
Власти Самарской области также оказались незаинтересованными в сохранении крупнейшей фермы региона.
В результате имущество «Ноты» для погашения кредитов продается на аукционе. Конкурсное управление взял на себя Игорь Кулаков. По оценкам аудиторов, стоимость активов животноводческого предприятия достигала 15 млн руб.
Компания работала в Самарской области с 2006 года и в период своего расцвета получала прибыль в 58 млн руб. ежегодно.
В распоряжении фермы было 140 голов крупного рогатого скота. Ежедневно организация производила до 7 тыс.
тонн молока. Бизнес поддерживал бывший региональный министр сельского хозяйства Виктор Альтергот, однако после его ухода с должности «Нота» также пришла в упадок.
3 место: птицефабрика «Утиные фермы» (Челябинская область)
Птицефабрика «Утиные фермы» была признана несостоятельной 7 февраля 2019 года из-за долга перед кредиторами свыше 1 млрд руб. Основной взыскатель – «Россельхозбанк», который выиграл дело о возврате 756,5 млн руб.
Вернуть часть средств финансовая организация смогла благодаря тому, что уставной капитал сельскохозяйственного предприятия находился у нее в залоге.
Сергей Сушков, вице-губернатор Челябинской области, сообщил, что банкротство «Утиных ферм» не окончательное. На базе активов компании инвесторы смогут создать новое предприятие, а потому мясо птицы будет продолжать поставляться в регион со временем.
Птицефабрика работала в Челябинской области с 2015 года, однако бизнес велся с трудом. К 2017 году убыток превышал 270 млн руб., организация стала неплатежеспособной.
Руководители «Утиных ферм» просили региональные власти помочь с финансовым оздоровлением, однако процедура банкротства оказалась предпочтительнее. Из-за несостоятельности агрария рабочих мест лишилось около 100 человек.
2 место: агрофирма «Ливенское мясо» (Орловская область)
Причиной банкротства «Ливенского мяса» стало заражение свиней африканской чумой. Поголовье скота пришлось полностью уничтожить, а потому у агрофирмы образовалась крупная задолженность перед:
селекционно-гибридным центром «Знаменский» – 1,4 млн руб.;
муниципальной администрацией – 1,8 млн руб.;
компанией «Орелагроюг» – свыше 5 млн руб.;
организацией «Агро-Альянс» – почти 6 млн руб.;
ФНС РФ – 24 млн руб.;
«Россельхозбанком» – около 1,5 млрд руб.
«Ливенское мясо» признали банкротом в декабре 2018 года. Несостоятельность агрофирмы осложнена тем, что ее бывших руководителей обвиняют в преднамеренном разорении компании. Теперь они проходят фигурантами уголовных дел.
Организация ранее привлекалась к ответственности из-за неправильной утилизации биологических отходов, а также из-за антисанитарии в загонах для скота. Россельхознадзор останавливал деятельность свинофермы на 3 месяца. Впоследствии несоблюдение правил санитарии привело к локальной эпидемии африканской чумы.
После убоя свиней компания перепрофилировалась на мелкий и крупный рогатый скот. Потому власти Орловской области считают, что «Ливенское мясо» тоже можно будет возродить, правда, уже под другим названием.
1 место: агропромышленный комплекс «Союз» (Ставропольский край)
Еще не признанный окончательно банкротом, но имеющий высокие шансы им стать, рейтинг возглавляет ставропольский агропромышленный комплекс (АПК) «Союз». Задолженность сельскохозяйственного предприятия превышает 2 млрд руб.
Как и в случае с другими компаниями, основным кредитором выступил «Россельхозбанк», предъявив требования в 1,2 млрд руб. В деле помимо финансовой организации участвует еще не менее 10 взыскателей.
Несостоятельность компании затягивается из-за появления в деле новых и новых кредиторов. Из-за частых исков арбитраж Ставропольского края запретил проводить собрания кредиторов до тех пор, пока все требования предполагаемых взыскателей не будут рассмотрены в суде.
«Россельхозбанк» пытался ускорить дело о несостоятельности, однако апелляция осталась на стороне нижестоящей инстанции, посчитав, что ее решение обусловлено соблюдением баланса интересов кредиторов.
Сельское хозяйство и связанная с ним перерабатывающая промышленность, составляют фундаментальные основы экономики большинства стран мира. В России традиционно сельскохозяйственная отрасль обладала приоритетом и даже в советскую эпоху всеобщей индустриализации именно те, кто трудился на земле, пользовались существенной государственной поддержкой.
С переходом российской экономики на принципы работы свободного рынка сельскохозяйственная отрасль столкнулась кроме традиционных для нее рисков земледелия, еще и с конкуренцией со стороны импортных сельхозпродуктов. Это в немалой степени обусловило то, что не всякое сельхозпредприятие было готово к такому режиму работы и многим пришлось уйти с рынка, либо через процедуру ликвидации сельхозпредприятия, либо через процесс банкротства.
В этой статье будет рассказано о том, что служит основными причинами банкротства сельхозпредприятий в России, для чего проводится банкротство сельхозкомпаний, как выглядит этот процесс и какие существуют особенности банкротства сельскохозяйственных организаций.
Причины банкротства сельскохозяйственных организаций в России
В условиях импортозамещения сельское хозяйство в России нуждается в стабильном развитии, так как это стратегически значимая отрасль, отвечающая за продовольственную безопасность государства. Вступление Российского государства во Всемирную торговую организацию, создание Таможенного союза и Евразийского сообщества обязывает сельскохозяйственных товаропроизводителей конкурировать на мировом продовольственном рынке.
Это основной риск, с которым сталкиваются отечественные производители сельскохозяйственной продукции. Кроме этого, проблемными вопросами сельского хозяйства остаются большая убыточность, закредитованность, слабый приток инвестиций в отрасль и недостаточность государственной поддержки, особенно для тех районов, которые относятся к зонам высоко рискованного земледелия (Нечерноземье, Сибирь, Дальний Восток).
Также к основным причинам, по которым происходит банкротство сельскохозяйственных предприятий, особенно небольших предприятий и частных фермерских хозяйств, относится и постепенная монополизация отдельных секторов рынка. Это связано в первую очередь с приходом на сельхозрынок крупных компаний и агрохолдингов, которые имеют в своем распоряжении десятки, сотни тысяч гектаров земель, мощные перерабатывающие комплексы, базы хранения, сети сбыта.
Естественно, что в таких условиях множество небольших компаний и фермеров вынуждены просто прекращать работу. У мелких сельхозпроизводителей и частных хозяйств практически нет реальных шансов победить в ценовой и технологической конкуренции с агрохолдингами.
Правовые основы банкротства компаний сельхозпроизводителей
Для того чтобы полностью понимать суть процесса банкротства компаний, работающих в сельском хозяйстве, не обойтись без ознакомления, хотя бы в общем виде, на какой правовой базе производится банкротство сельхозпредприятий.
В первую очередь необходимо обратить внимание на положения основного закона, регламентирующего процесс банкротства юридических и физических лиц. Это ФЗ № 127 от 2002 года « О несостоятельности (банкротстве)». В нем, в частности, имеется базовое определение того, кто такой сельхозпроизводитель.
Под сельскохозяйственными организациями в соответствии с п. 1 ст.
177 Федерального закона от 16 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве) понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых, являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее, чем 50% общей суммы дохода.
Что касается сельскохозяйственных товаропроизводителей, то ими могут быть как юридические, так и физические лица, вовлечённые в процесс производства сельскохозяйственной продукции, удельный вес которой составляет более 50 % общего объема производимой продукции.
Выручка же рыболовецких артелей (колхозов) от реализации или произведенной, переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных (добытых) водных биологических ресурсов, составляет не менее чем 70 % от общей суммы выручки.
Таким образом, ФЗ № 127 установлены критерии, по которым можно определить правовой статус той или иной сельскохозяйственной организации и уже на основании этого рассматривать конкретные формы определения признаков банкротства и проведения всего процесса о признании несостоятельности компании.
Кроме этого закона, существует еще ряд нормативных правовых актов, так или иначе формирующих правовое поле, на котором основывается процесс банкротства сельхозпроизводителей.
В частности, в этот перечень могут войти такие законодательные акты, как:
- Федеральный закон от 09.07.2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»;
- Введение специального налогового режима для сельскохозяйственных организаций («Единый сельскохозяйственный налог», введен во вторую часть Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 11.11.2003 г. № 147-ФЗ);
- Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ;
Кроме этих нормативных актов, также при рассмотрении процессов банкротства сельхозпредприятий следует учитывать и нормы Гражданского Кодекса РФ, Арбитражного процессуального Кодекса РФ.
Основные особенности процесса банкротства сельскохозяйственных организаций
В общем смысле, технический процесс прохождения банкротства компанией сельхозпроизводителя или частного предпринимателя мало отличается от стандартных форм и методов.
Но следует обратить внимание на некоторые особенности, связанные с реализацией конкретных этапов прохождения процесса банкротства:
- Одна из особенностей банкротства должников, относимых к числу сельскохозяйственных организаций, касается продажи принадлежащих им объектов недвижимости при проведении процедуры конкурсного производства. Суть специального правила для таких случаев состоит в том, что сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, расположенные в данной местности, наделяются преимущественным правом на приобретение указанных объектов недвижимого имущества. Благодаря данному правилу во многих случаях банкротства сельскохозяйственных организаций удается сохранить производство на территории предприятия-банкрота. Это происходит при продаже остаточного имущества или соседнему, финансово устойчивому предприятию, или нескольким фермерским хозяйствам, пожелавшим выкупить это имущество и землю для расширения своей деятельности.
В соответствии с п. 4 ст.
177 Закона о банкротстве, земельные участки в случае признания сельскохозяйственной организации банкротом могут переходить к другим лицам в той мере, в какой их оборот допустим земельным законодательством. Как правило, земельные участки, принадлежащие сельскохозяйственным организациям, относятся к категории земель сельскохозяйственного значения.
В этой связи при применении вышеуказанной статьи закона необходимо учитывать положения ст. 27 Земельного кодекса РФ (136-ФЗ), которая устанавливает ограничения ликвидности (оборота на рынке) земельных участков, а также нормы Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (101-ФЗ)
- Также необходимо отметить еще одну особенность, с которой связано банкротство сельскохозяйственных организаций. К таким неплатежеспособным сельскохозяйственным организациям могут применяться определенные досудебные процедуры. Федеральным законом № 83-ФЗ (от 09.07.2002 г.) «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» определены правовые основания и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства. В этих целях предусмотрено создание межведомственных (федеральной, территориальной или муниципальной) комиссий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В соответствии со ст. 13 указанного закона, должник — сельскохозяйственный товаропроизводитель может обратиться в территориальную комиссию с заявлением о включении его в состав участников программы финансового оздоровления, приложив к заявлению план улучшения финансового состояния и другие необходимые документы.
- Следует обратить особое внимание на проблемы банкротства (несостоятельности) индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере сельского хозяйства. Это относится к тем, кто имеет регистрацию либо как ИП, либо как фермерское, охотничье хозяйство или ЛПХ (личное подсобное хозяйство). В соответствии со статьей 204 «Закона о банкротстве» к заявлению индивидуального предпринимателя может быть приложен план погашения его долгов. При отсутствии возражений кредиторов арбитражный суд может утвердить план погашения долгов, что является основанием для приостановления производства по делу о банкротстве на срок не более чем 3 месяца. В случае, если в результате выполнения должником плана погашения долгов требования кредиторов погашены в полном объеме, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению.
- Еще одна особенность связана с продажей имущества банкрота или конфискации его судебными приставами в счет уплаты долгов перед кредиторами. В подобных случаях, к гражданину – главе крестьянского (фермерского) хозяйства, применяется специальная норма «Закона о банкротстве» (п. 3 ст. 221). Согласно этой нормы — «Имущество, принадлежащее главе крестьянского (фермерского) хозяйства и членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского (фермерского) хозяйства, не включаются в конкурсную массу». Т.е. не подлежат отчуждению, конфискации, наложению ареста.