При этом возник определенный правовой пробел, наличие которого в числе прочих причин явилось побудительным мотивом для скорейшего завершения работы над новой редакцией Закона о банкротстве.
2. В новом Законе о банкротстве вышеуказанные конституционные принципы нашли свое закрепление: заявление о признании должника банкротом теперь принимается к производству арбитражным судом на основании формальной проверки соблюдения требований, предъявляемых к его форме и содержанию, а также при наличии необходимых документов, которые должны быть приложены к нему (см.
комментарий к ст. 42).
При соблюдении этих условий выносится определение о принятии данного заявления. После этого у должника имеется возможность представить в суд свои возражения в связи с поступившим заявлением.
Вопрос же о введении наблюдения решается единолично судьей арбитражного суда в результате рассмотрения обоснованности требований кредитора в судебном заседании (см. комментарий к ст.
49 Закона). Такое заседание проводится по общим правилам, установленным АПК, с особенностями, определенными Законом о банкротстве (ст.
48 Закона). В частности, о времени и месте проведения заседания судья уведомляет заявителя, должника, а также СРО и регулирующий орган, неявка которых не препятствует рассмотрению вопроса о введении наблюдения.
Определение о введении наблюдения выносится в случае, если суд установит, что требования заявителя не удовлетворены на дату судебного заседания, превышают установленный законом минимум, не исполнены в течение более чем трех месяцев, а меры по взысканию задолженности в принудительном порядке в течение не менее 30 дней оказались безрезультатными.
Если хотя бы одно из указанных условий будет не выполнено, суд отказывает во введении наблюдения. При этом, если было принято одно заявление о признании должника банкротом, производство по делу прекращается, а если имеются принятые заявления о банкротстве данного должника других кредиторов, выносится определение об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения.
В последнем случае Законом установлено дополнительное к ст. 148 АПК РФ основание для вынесения данного судебного акта.
Процедура наблюдения вводится на основании первого из принятых заявлений. Соответственно арбитражный управляющий назначается из числа членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, указанной в этом заявлении.
В таком случае остальные заявления конкурсных кредиторов и уполномоченных органов рассматриваются в качестве заявлений о вступлении в дело и проверке обоснованности требований этих кредиторов для целей их внесения в реестр требований кредиторов.
3. Процедура наблюдения с позиции гражданского законодательства является одной из процедур банкротства из числа указанных в ст. 27 Закона. Вместе с тем с точки зрения арбитражного процессуального законодательства это стадия арбитражного процесса, подготовка дела к рассмотрению судом.
В отдельных случаях, установленных законодательством о банкротстве, допускается отложение дела (продление срока наблюдения) сверх установленного срока его рассмотрения (например, п. 3 ст. 207 Закона).
В практике применения Закона о банкротстве 1998 г. было выработано правило, согласно которому допускалось отложение дела на срок, превышающий предельный для процедуры наблюдения, на основании общих норм АПК РФ (п.
21 информационного письма Президиума ВАС РФ от 6 августа 1999 г. N 43).
В новом Законе срок наблюдения значительно увеличен, тем не менее в исключительных случаях представляется возможным отложение рассмотрения дела по существу сверх предельного срока на основании ст. 158 АПК.
4. Цели введения данной процедуры обозначены в ст.
2 и раскрываются в главе IV Закона. Это, во-первых, обеспечение сохранности оставшегося имущества должника.
Данная цель достигается в основном за счет ограничения прав органов управления организации-должника по распоряжению имуществом и заключению сделок, которые впоследствии могут ухудшить его финансовое положение.
Второй важной целью этой процедуры является проведение анализа финансового состояния должника. При этом предполагается получение ответов на следующие основные вопросы: какое имущество должника имеется в наличии, достаточно ли его на покрытие судебных расходов и выплату вознаграждения арбитражному управляющему, в чем причина возникшей неплатежеспособности, имеются ли в наличии признаки умышленного или фиктивного банкротства, а также существует ли возможность восстановления платежеспособности?
Помимо указанных целей, перешедших из Закона о банкротстве 1998 г., добавлены составление реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов (третья и четвертая цели данной процедуры). Данные цели, безусловно, всегда были в центре внимания при проведении наблюдения, и законодатель лишь формально закрепил сложившиеся на практике приоритеты.
Кроме того, можно отметить, что указанные цели предполагают более активный характер деятельности временного управляющего, с тем чтобы он не ограничивал свою деятельность лишь изучением документации и согласованием определенных сделок.
Основания для введения процедуры наблюдения
В соответствии с п. 1 ст. 62 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», если после рассмотрении заявления о банкротстве арбитражный суд признает его обоснованным, то вводится процедура наблюдения.
Процедура наблюдения при банкротстве вводится в целях:
- обеспечения сохранности имущества должника;
- проведения анализа его финансового состояния;
- составления реестра требований кредиторов;
- проведения первого собрания кредиторов.
Процедура наблюдения является обязательной, так как благодаря ей наиболее четко определяется платежеспособность должника. Для осуществления процедуры арбитражный суд назначает временного управляющего. Права и обязанности временного управляющего прописаны в ст. 66 и 67 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Последствия введения процедуры наблюдения при банкротстве юридического лица
С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:
- кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, предусмотренном законом «О несостоятельности (банкротстве)»;
- по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием денежных средств;
- на основании определения о введении наблюдения приостанавливается исполнение имущественного взыскания, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом, наложенные в ходе исполнительного производства (за исключением исполнительных документов о взыскании задолженности по заработной плате; выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности; об истребовании имущества из чужого незаконного владения; о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; о выплате компенсации сверх возмещения вреда);
- не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника;
- не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Этапы проведения процедуры наблюдения при банкротстве
Направление сообщений о введении процедуры наблюдения.
Первым этапом процедуры наблюдения является публикация в официальном издании (газета «Коммерсантъ») сообщения о введении процедуры наблюдения.
Руководитель должника течение 10 дней с даты вынесения судом определения о введении процедуры наблюдения должен уведомить об этом работников, учредителей (участников), собственника имущества должника – унитарного предприятия (п. 3 ст. 68 закона о банкротстве).
В целях выявления имущества должника и предотвращения его незаконного отчуждения руководителю также следует уведомить о введении процедуры наблюдения федеральную службу судебных приставов, фонд социального страхования, налоговую службу, банки, в которых хранятся счета.
Проведение анализа финансового состояния должника.
Анализ финансового состояния проводится временным управляющим на основании бухгалтерского учета и финансовой отчетности должника. Данный анализ должен быть обязательно проведен, так как на его основе временный управляющий может наиболее точно определить достаточность принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов, определить возможность или невозможность восстановления платежеспособности.
Установление размера требований.
На основании списка кредиторов, анализа финансового состояния должника, а также публикации о проведении процедуры наблюдения в официальном издании должны выявиться все кредиторы, которые в дальнейшем примут участие в первом собрании. Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30-ти календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения.
Требования кредиторов направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих их обоснованность. На основании определения суда они должны быть включены в реестр требований.
Подготовка к проведению первого собрания кредиторов.
После составления реестра требований временный управляющий определяет дату, время проведения и повестку дня первого собрания кредиторов. О месте и времени проведения собрания временный управляющий должен уведомить каждого кредитора, включенного в реестр.
Временный управляющий должен подготовить следующий пакет документов: анализ финансовый деятельности должника, отчет о деятельности, реестр требований кредиторов, журнал регистрации участников собрания, бюллетени для голосования и материалы для ознакомления.
Порядок проведения первого собрания кредиторов.
В компетенцию первого собрания кредиторов входит принятие решения по следующим вопросам:
- введение финансового оздоровления;
- введение внешнего управления;
- обращение в суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- образование комитета кредиторов, определение количественного состава и полномочий, избрание членов комитета;
- определение дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
- определение кандидатуры арбитражного управляющего;
- выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией.
Окончание процедуры наблюдения
После проведения общего собрания кредиторов временный управляющий должен направить в арбитражный суд отчет и решение кредиторов.
На основании решения первого собрания кредиторов арбитражный суд должен вынести одно из следующих определений:
- о введении финансового оздоровления;
- о введении внешнего управления;
- о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу.
Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица не является поводом для увольнения сотрудников организации. На этом этапе они могут продолжить работу в прежнем режиме.
После принятия судом иска о неплатежеспособности в обязательном порядке назначается стадия наблюдения. Ст. 63 ФЗ о банкротстве призвана урегулировать все вопросы, связанные с этим процессом. Последние нововведения в него были внесены в 2014 году.
Ст. 63 ФЗ о несостоятельности состоит из 6 пунктов, которые включают в себя:
- последствия введения стадии наблюдения;
- перечисление организаций и структур, которые должны получить уведомление о введении указанного этапа;
- порядок наступления срока исполнения некоторых обязательств;
- определение действий кредитора в случае прекращения производства;
- причину, в соответствии с которой дело может быть закрыто.